Какой объём сухого пиломатериала входит в еврофуру?

Этот вопрос задаёт каждый третий начинающий оптовик.


Действительно, когда сталкиваешься с покупкой пиломатериала в первый раз, то можно изрядно пролететь.


Поэтому сегодня разберём вопрос, как посчитать стоимость доставки сухой доски по маршруту Красноярск - Москва.


Но для этого нужно знать, какой объём пиломатериала можно затолкать в фуру?



На этом этапе и возникает самая главная иллюзия

Многие из нас знакомы с математикой. И нет ничего проще, чем посчитать объём, зная длину, ширину и высоту.


Типовые размеры еврофуры: длина 13,6 м., ширина 2,5 м., высота 2.4 м. Всё перемножаем и получаем 82 м3.

Есть фуры немного меньше, есть немного больше. Но суть не в этом.


Когда речь идёт о транспортировке пиломатериала, на первый план встаёт вопрос о максимально разрешённом весе того или иного автомобиля. Вот тут-то сказка превращается в быль. 


Если кто-то мечтал перевезти в одной фуре около 80 м3 доски, то этого человека ждёт глубочайшее разочарование.


В зависимости от породы древесины и её влажности в еврофуру можно грузить от 21 м3 до 40 м3 пиломатериала.


21 м3 - это твердолиственные породы, например дуб.

40 м3 - это сосна. И то и другое в сухом виде (влажность 8-12%).


Почему так?


Потому что максимально разрешённая масса перевозимого груза для данных типов автотранспорта составляет 20-23 тонны. Дальше идёд перегруз и штрафы от гибдэшников.


Соответственно, чем плотнее дерево и больше его влажность, тем оно тяжелее. 



Так сколько же конкретно можно затолкать пиломатериала в фуру?



Если взять по породам, то картина будет приблизительно следующая:


Дуб - 21-23 м3.

Лиственница - 28-30 м3

Сосна - 35-40 м3.


Все цифры даны для пиломатериала, прошедшего принудительную сушку в камерах. Чем доска будет суше, тем легче, тем больший объём можно перевезти.


Здесь не важно обрезная будет доска или необрезная. Максимально разрешённый объём войдёт в любом виде.


Вывод - выгоднее всего на дальние расстояния транспортировать сухой пиломатериал. Транспортные расходы на 1 м3 будут меньше, а прибыль больше.



Уточнения о методике расчёта объёма древесины, который можно грузить в фуру. Дополнено мной в 2020 году 


Эта история случилась 10 января 2020 года.


Сразу после новогоних каникул к нам на погрузку лиственницы встала фура. Особенностью этого случая было то, что у водителя это был первый рейс на этой машине (попросили подменить). Плюс ко всему, по России он уже не ходил больше 5 лет (всё больше по Европе) и, наконец, эта фура не была оборудована встроенными весами (для внутреннего контроля массы груза).


Мне нужно было загрузить 31 м3 лиственницы влажностью 12 +/-2%. При плотности лиственницы 0,7 (700 кг./м3) вес моего груза был около 22 тонн. Если точнее: 31 м3 х 0,7 = 21,7 тонны. Но это всё равно приблизительно: и объём, и особенно плотность - величины не абсолютно точные. Абсолюно точными могут быть только показания весов на посту ДПСников :-)


По методике, о которой я писал выше, масса груза должна укладываться в интервал 20-23 тонны. Но я никогда сам не понимал и не пытался разобраться, от чего зависит этот интервал. С каком случае 20 тонн, а в каком 23 тонны? Всегда грузились с перестраховкой и брали для ориентира 20 тонн, то есть нижнюю границу разрешённого интервала.


Я встал перед выбором: либо откинуть 2 м3 доски, либо докопаться до истины. Первый вариант был не выгоден ни мне, ни покупателю. Мне бы пришлось вернуть деньги за 2 куба, а покупателю бы стали дороже транспортные расходы, которые падают на 1 м3. За доставку платил он. 


Поэтому вынужден был погрузиться в тему. И ни разу об этом не пожалел.


Спрашиваю у водителя:


- Ты в курсе, в каком случае можно грузить 23 тонны?


Он в ответ только пожимает плечами. Говорит, что слышал про 20 тонн и всё.


И вот здесь мне пришлось покопать глубже и досконально разобраться в этой теме, наконец. И вот, что удалось узнать.


Внимание - это рушит главный стереотип!


Мы очень часто, да что там часто - практически всегда - слышим о том, что вес груза в фуре должен быть не больше 20 тонн. Однако, про это конкретно в правилах дорожного движения нигде не написано. 


А от кого мы слышим такую цифру? Правильно - от водителей. Они скорее всего сами тоже от кого-то слышали, особо не пытавшись разобраться в теме. 


Но, скорее всего, и не хотели в том разбираться. Во-первых, перестраховаться лишний раз не помешает. Во-вторых, легче машина - проще и быстрее ехать. Плюс экономичнее по топливу. 


Для меня стало открытием, что на самом деле нужно смотреть на разрешённую максимальную массу транспортного средства. Именно эта характеристика прописана в ПДД и именно этим термином нужно пользоваться при определеннии того, сколько можно запихать древесины в фуру. Да и не только леса, а вообще любого груза.


Разрешенная максимальная масса автомобиля - это масса полностью снаряженного автомобиля вместе с грузом, водителем и пассажирами. Она установливается заводом - изготовителем в качестве максимально допустимой.  Также максимальная масса может ограничиваться нормативными документами, например, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. Их обычно пишет и утверждает наше правительство. Поэтому будьте внимательны и смотрите актуальную информацию.


Вот, например, на 2020 год я видел такую инфу:


Разрешённая максимальная масса транспортных средств


Продолжим считать.


Мне нужно было загрузить 5-ти осную фуру: на тягаче 2 оси, и на полуприцепе 3 оси. Видим из таблицы, что максимальная масса её должна быть 40 тонн.


Чтобы узнать массу груза, который я мог загрузить, мне нужно было вычесть из 40 тонн массу тягача (7,1 т.) и массу полуприцепа (6,9 т). Их массы я посмотрел в СТС, которые попросил у водителя. Далее я вычел массу водителя. На всякий случай я вычел ещё массу полных баков топлива, массу инструмента и запасных колёс.


Что получилось в итоге: 40 тонн - 14 тонн (тягач, полуприцеп) - 2 тонны (топливо, водитель, инструмент, запаска) = 24 тонны.


То есть я мог загрузить в фуру 24 тонны пиломатериала. Я вышел даже за пределы интервала 20 - 23 тонны, о котором говорил ранее. Не говоря уже о том, что разбил в пух и прах стереотип о 20 тоннах.


После этого я спокойно загрузил свои 31 м3 лиственницы, показал свои расчёты водителю, чтобы он тоже не переживал (хотя поначалу он сильно мандражировал от незнания). Я потом звонил ему, спрашивал, были ли проблемы на весах? Он сказал, что все автоматические весы прошёл на зелёный.


Вы тоже можете высчитать массу груза для каждой фуры.


Для этого посчитайте сколько осей у вашего авто, посмотрите в СТС-ках массу тягача и полуприцепа. Спросите у водителя, какой объём топлива он максимально заправляет, посмотрите, не возит ли он с собой пары бетонных блоков, чтобы не буксовать в снег. Бывает, что у очень предусмотрительного водителя очень много дополнительного металла в прицепе, что точно больше 20 тонн груза никак :-)

Сколько масса фуры



Добавлю, что в разных источниках есть разные данные о разрешённой массе 4-х, 5-ти, 6-ти осных. Поэтому уточняйте на момент отгрузки. 


И ещё. Есть особенности распределения груза по осям. Я в эту тему не погружался. Нормальные водители должны знать. Но как показала практика - есть те, кто не знает. Тогда изучайте с ним, не отходя от фуры.


Напомню: у многих автопоездов уже есть встроенные весы для контроля массы груза. 


Дополнено 23 марта 2020 года.


***


Очень часто московские компании обращаются к нам с просьбой высушить их пиломатериал, который они приобрели на какой-нибудь пилораме в тайге Красноярского края. Они понимают, что так им будет выгоднее отправлять доску к себе в Москву для дальнейшей перепродажи или производства.


К сожалению, мы практически всегда отказываем в такой услуге. Наши сушильные камеры работают практически без остановок. И у нас нет возможности сушить давальческое сырьё. 


Итак.



Сколько будут транспортные расходы при перевозке пиломатериала из Красноярска в Москву?



Допустим, мы будем отправлять сосну. Сосны в фуру можно загрузить 40 м3. Перевозчик возьмёт за свои услуги около 100000 руб. Дальше снова математика. 100000 руб. : 40 м3 = 2500 руб./м3. 


Именно эту сумму вам нужно будет заложить в себестоимость пиломатериала перед тем как назначить за него отпускную цену.


Многих людей ещё волнует вопрос:



Как происходит загрузка и выгрузка пиломатериала в еврофуру?



Ответ на этот вопрос я лучше проиллюстрирую с небольшими комментариями.


На фото происходит погрузка необрезной сухой сосны для дальнейшей транспортировки с Московскую область.



Доставка пиломатериала фурами



Погрузка происходит через боковой борт. Погрузчик подвозит к фуре штабель с доской. Дальше наши ребята работают руками и головой. Каждую доску они укладывают так, чтобы штабель получился плотным и устойчивым.



Загрузка фуры пиломатериалом (доской)



Они формируют в фуре свои мини-пачки. Укладывают их обязательно через промежуточные прокладки. На фото вы можете увидеть ремни (красного цвета). Это для последующей стяжки пакетов.


Этими ремнями должна быть укомплектована машина, которая осуществляет перевозку. Затягивает их уже сам водитель. Кстати, он постоянного наблюдает за тем, как происходит процесс погрузки. 



Сколько доски входит в фуру



После того, как пакеты сформированы и увязаны ремнями, борт закрывается и фура отправляется в дальний путь. 


Все работы по погрузке сухой доски на нашей производственной площадке мы берём на себя. Делаем это своими силами и за свой счёт.



***


Фуру грузить немного проще, чем, например, контейнер. У него нет боковых бортов. Поэтому приходится загружать штабели с доской, брусом или оцилиндровкой только через задние двери.


Мы и к этому приспособились и делаем это так:



Формируем штабель на земле. Стягиваем его металлической лентой. Погрузчик берёт штабель и подвозит его к контейнеру. Держит на уровне пола контейнера или на уровне первого штабеля, который уже загрузили.



Погрузка пиломатериала в контейнер



В это время фура начинает двигаться задним ходом и как бы "заглатывать" штабель с доской. Как только автомобиль приблизился к погрузчику, в дело вступает ещё один агрегат. Он не с вилами, он с ковшом.



Отправка сухой доски контейнерами



Он подхватывает штабель и начинает его заводить дальше в контейнер. В это время первый погрузчик уезжает за другим штабелем. И так покругу.


Может кому и пригодится наш опыт, а кто-то поделится своим. Делайте это в комментариях.



Надеюсь, был полезен.



Игорь Страдымов - директор компании "Сухая Доска Сибири". Красноярск


Игорь Страдымов - заместитель директора


P.S. Иногородние клиенты часто заказывают у меня доску, из которой они потом производят погонажные изделия. Я называю эту доску "погонажной". В чём её принципиальное отличие от обычной обрезной доски я рассказал в следующем материале: В чём разница между строительной доской и погонажной?

Нет комментариев
Добавить комментарий